(1936), профессор. С 1907 занимался научно-исследовательской работой в области истории древнерусского и русского театра XVIII и народного творчества. Основатель и директор «Института Живого Слова» в Санкт-Петербурге (ноябрь 1918). Читал лекции о театральном искусстве в Тенишевском Училище. (По данным Википедии). В его книге о Чулкове пишется мало и не очень точно, но приведена лучшая репродукция портрета молодого Чулкова. — Е.Ш.
В . Н . Всеволодский-Гернгросс (1882—1962) в 1930-х гг. Фото с сайта http://www.booksite.ru/fulltext/nar/odn/iyt/7.jpg
АКАДЕМИЯ НАУК СССР В . Н . Всеволодский-Гернгросс РУССКИЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века Издательство Академии наук СССР
[с. 112:] _Другой драматург, Чулков, был связан с театром недолго, но более тесно, чем Аблесимов, так как был актером Петербургского придворного театра. По-видимому, он учился в Московской университетской гимназии и в 1760 г. (?) поступил в театр. Возможно, что в Москве он принимал участие в волковском маскараде «Торжествующая Минерва». Известна только одна сыгранная им роль — вестник в трагедии «Хорев»*. Чулков был красив, но слишком высокий рост, очевидно, помешал ему продвинуться на актерском поприще. Поэтому в 1765 г. он расстался с театром и поступил в придворные лакеи. В 1772 г. Чулков перешел в Сенат коллежским регистратором, в 1789 г. получил дворянство, землю и крестьян в Дмитровском уезде под Москвой (его архив хранится в Дмитровском краеведческом музее). Умер Чулков в 1792 г. ___________ *(10) А. Афанасьев. Образцы литературной полемики прошлого столетия. «Библиографические записки», 1859, № 17, стр. 522—523.
Чулков издавал два журнала: «И то и се» и «Парнасский щепетильник», писал труды по экономическим вопросам, повести и пьесы. Из его пьес до нас дошла пока только одна: «Как хочешь назови»*. __________ *(11) «Литературное наследство», 1933, т. 30—31.
Не будучи дворянином по рождению, Чулков пробивался в жизни с большим трудом, терпел насмешки и унижения, хорошо знал, что такое право сильного, власть денег. В его романе «Пригожая повариха» много автобиографических черт. Самая большая заслуга Чулкова — его работа в области фольклора. Он собирал и публиковал русские народные песни, загадки. Ему принадлежат стихотворения: «На семик» и «На качели», подробно описывавшие народные развлечения, небольшая, но весьма содержательная повесть о жизни крепостных крестьян — «Горькая участь». <...>
[Вклейка между стр. 112—113:]
М. Д. Чулков. Портрет работы неизвестного художника. Гравюра. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. (По данным в т. 2 «Истории Москвы» изд. 1953 г., стр. 523 — портрет маслом, Государственный Исторический музей — Е.Ш.)
[с. 355:] Приложение 3
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКИХ ТЕАТРОВ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ в 60-х годах XVIII в.
Петербург
Москва
|