(1936), профессор. С 1907 занимался научно-исследовательской работой  в  области истории древнерусского и русского театра XVIII и народного творчества.  Основатель и директор «Института Живого Слова» в Санкт-Петербурге (ноябрь 1918). Читал лекции о театральном искусстве в  Тенишевском Училище. (По данным Википедии).

 В  его книге о Чулкове пишется мало и не очень точно, но приведена лучшая репродукция портрета молодого Чулкова. — Е.Ш.

 

 В . Н . Всеволодский-Гернгросс  (1882—1962)  в  1930-х гг.

Фото с сайта http://www.booksite.ru/fulltext/nar/odn/iyt/7.jpg

 

 

 

АКАДЕМИЯ   НАУК   СССР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ  ИСКУССТВ

 В .  Н . Всеволодский-Гернгросс 

РУССКИЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века

Издательство  Академии наук СССР
Москва • 1960

tit.JPG

[с. 112:]
<...>

_Другой драматург, Чулков, был связан с театром недолго, но более тесно, чем Аблесимов, так как был актером Петербургского придворного театра. По-видимому, он учился в Московской университетской гимназии и в 1760 г. (?) поступил в театр. Возможно, что в Москве он принимал участие в волковском маскараде «Торжествующая Минерва». Известна только одна сыгранная им роль — вестник в трагедии «Хорев»*. Чулков был красив, но слишком высокий рост, очевидно, помешал ему продвинуться на актерском поприще. Поэтому в 1765 г. он расстался с театром и поступил в придворные лакеи. В 1772 г. Чулков перешел в Сенат коллежским регистратором, в 1789 г. получил дворянство, землю и крестьян в Дмитровском уезде под Москвой (его архив хранится в Дмитровском краеведческом музее). Умер Чулков в 1792 г.

___________

*(10) А. Афанасьев. Образцы литературной полемики прошлого столетия. «Библиографические записки», 1859, № 17, стр. 522—523.

Чулков издавал два журнала: «И то и се» и «Парнасский щепетильник», писал труды по экономическим вопросам, повести и пьесы. Из его пьес до нас дошла пока только одна: «Как хочешь назови»*.

__________

*(11) «Литературное наследство», 1933, т. 30—31.

Не будучи дворянином по рождению, Чулков пробивался в жизни с большим трудом, терпел насмешки и унижения, хорошо знал, что такое право сильного, власть денег. В его романе «Пригожая повариха» много автобиографических черт.

Самая большая заслуга Чулкова — его работа в области фольклора. Он собирал и публиковал русские народные песни, загадки. Ему принадлежат стихотворения: «На семик» и «На качели», подробно описывавшие народные развлечения, небольшая, но весьма содержательная повесть о жизни крепостных крестьян — «Горькая участь».

<...>

[Вклейка между стр. 112—113:]

М. Д. Чулков. Портрет работы неизвестного художника. Гравюра. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. (По данным в т. 2 «Истории Москвы» изд. 1953 г., стр. 523 — портрет маслом, Государственный Исторический музей — Е.Ш.)

[с. 355:]

Приложение 3

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКИХ ТЕАТРОВ

ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ

в 60-х годах XVIII в.

Петербург


1. Дмитревской Иван

2. Попов Алексей

3. Попов Михаил

4. Шумской Яков

5. Михайлов Николай

6. Соколов Иван

7. Лапин Иван

8. Волков Гавриил

9. Сечкарев Евстафий

10. Кожевников Петр

11. Бахтурин Николай

12. Ванслов

13. Чулков Михаил

14. Троепольская Татьяна

15. Дмитревская Аграфена

16. Михайлова Авдотья

17. Волкова Мария

18. Кусова Лукерья

19. Софронова Прасковья

 

Москва

1. Иванов (Калиграфов) Иван

2. Ожогин Андрей

3. Миняков Иван

4. Залышкин Егор

5. Синявской М.

6. Голоушин

7. Померанцев Василий

8. Померанцева

9. Иванова Елизавета

10. Минякова