[с. 213:]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тридцатилетняя творческая деятельность Михаила Дмитриевича Чулкова необычайно плодотворна. Он пришёл в литературу двадцатилетним юношей и за пять лет создал как писатель, журналист, драматург высокохудожественные произведения — роман, повести, вошедшие в классику русской литературы.
Уже в этот период творчества нами прослежено стремление Чулкова «служить обществу», в особенности простому народу. Отличительной чертой деятельности его является широкое понимание своего гражданского долга. Как и большинство демократической интеллигенции, Чулков служил народу своими знаниями. Одним из первых Чулков обратился к изучению жизни простого народа России, его труда, быта, праздников, традиций, песен. Плод его трудов в этой области — этнографические материалы «Абевега русских суеверий» и «Собрание разных песен».
Приступив к государственной службе, Чулков, как творческая личность, отдаётся новой тематике. Его историко-экономическое исследование — «Историческое описание» — легло в основу изучения истории экономики России. Тогда же он занялся систематизацией законодательства.
Его просветительские издания 80-х годов следует рассматривать как воплощение знаний и опыта предшествующих лет. С наибольшей полнотой личность Чулкова раскрылась именно в этот период — в изданиях для народа, в наиболее зрелых художественных произведениях — последних повестях «Пересмешника». Таким образом, Чулков в комплексе своих художественных произведений и научных исследований откликнулся на все жизненно [с. 214:] важные проблемы современной ему действительности. В сфере экономических отношений он недвусмысленно высказался за прогрессивное развитие отечественной промышленности и торговли на основе привлечения наёмной рабочей силы, повышения товарности крестьянских хозяйств. В сфере социальных отношений он считал необходимым обеспечить самостоятельность предпринимателям и купечеству, связывая прогресс России с ростом третьего сословия. Выступал Чулков за введение прогрессивного подоходного налога, ограничение дворянских привилегий. Возможность судить о социальном идеале Чулкова мы имеем благодаря картине утопического лунного государства, основанного на имущественном и социальном равенстве, гармоническом развитии человеческой личности.
Выступая за прогрессивное экономическое развитие, Чулков в политических воззрениях оставался приверженцем абсолютной монархии. Его идеалом был Пётр I, учитывавший интересы торгово-предпринимательских кругов, стремившийся к экономической и политической независимости России.
Мировоззрение Чулкова отражает основные черты идеологии Просвещения. В своих произведениях он раскрывается как гуманист, стремившийся к совершенствованию человека и мира его отношений. Как истинный просветитель, он вёл борьбу с невежеством, суеверием, косностью с позиций рационализма, стремясь приобщить широкие массы к научному знанию.
Нам известна только та часть творческого наследия Чулкова, которая увидела свет ещё при его жизни. Не следует забывать, что все его произведения носили подцензурный характер, в силу этого окончательно судить о его политической позиции, ос-[с. 215:]новных чертах идеологии нельзя. Подводя итог, следует характеризовать М. Д. Чулкова как человека демократических убеждений, выступающего за прогрессивное экономическое развитие России. Следует отметить, что Чулков, безусловно, находился в оппозиции политическому режиму Екатерины II, её продворянской внутренней политике, выступал против череды тяжёлых для народа войн, ратовал за реальное развитие системы просвещения, реорганизацию государственного аппарата, совершенствование законодательства. Присоединил Чулков свой голос к приговору крепостническим отношениям, явив обществу «горькую участь» российского крестьянина, кормильца и защитника отечества.
К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу